Охрана здоровья

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед педагогическим коллективом МБОУ лицея №5. Для её решения в образовательной организации была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.
Задачи работы системы:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
1. Рациональная организация учебного процесса:
— соблюдение гигиенических норм и требований к организации и
объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
— использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов,
групповые и игровые методы обучения;
— личностно – ориентированный подход к обучению;
— строгое соблюдение требований к использованию технических
средств в обучении;
— рациональная организация уроков физкультуры и занятий
активно–двигательного характера;
— составление учебного расписания с учётом всех требований
СанПиН.
2. Психологическая поддержка учащихся:
— создание комфортного психологического климата в лицее;
— индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
— психологические тренинги учащихся;
3. Экологическое воспитание (проектная деятельность
учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
4. Физкультурно–оздоровительная работа:
— полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
— организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
— проведение школьных спортивных мероприятий, участие в общешкольных и
городских соревнованиях;
— организация спортивных секций на базе МБОУ лицея №5, работа с социумом;
— оснащение лицея современным спортивным инвентарём и оборудованием.
4. Медицинское сопровождение:
— профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
— контроль выполнения санитарных правил;
— мониторинг состояния здоровья детей, в том числе подробный
анализ заболеваемости учащихся.
5. Рациональное школьное питание:
— обеспечение рациона учащихся с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
— повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
— составление меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов;
-контроль за организацией и качеством школьного питания.
6. Профилактика нарушения осанки:
— выполнение санитарных требований к мебели;
— физкультминутки;
— спортивные часы во второй половине дня
7. Профилактика нарушения зрения:- рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
— физкультминутки для зрения;
— выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным пособиям и ТСО, учебных нагрузок, продолжительности работы за компьютером.
8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
— повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
— повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
— привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.
9. Здоровьесберегающая инфраструктура лицея №5:
— состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
— необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися;
— оснащение физкультурного зала и спортплощадки необходимым оборудованием и инвентарём;
— современное оснащение школьной столовой;
— организация качественного питания

Старый враг под новой маской. Табак без дыма, никотин без табака

Снюс – один из видов бездымного табака. Он изготавливается из измельчённых табачных листьев, которые пакуют в пакетики, и при использовании помещают между десной и губой.
Почему этот продукт стал популярен и для чего продвигается табачными компаниями? Для того, чтобы человек мог получить очередную дозу никотина там, где курить нельзя (на дискотеках, мероприятиях, в ресторанах и самолётах).
Никотин и другие вещества высвобождаются при рассасывании из снюса в слюну, при этом сразу попадают в кровоток, всасываясь через слизистую полости рта. Распространено заблуждение, что использование бездымного табака менее вредно, по сравнению с курением, поскольку он содержит менее опасные химические вещества.
Это не так. В составе снюса содержится ряд химических веществ с потенциальным канцерогенным эффектом. Самые опасные из них- нитрозамины, они образуются при производстве снюса, в процессе ферментации табака.
Доказано, что люди, которые употребляют снюс, фактически подвергаются воздействию более высоких уровней нитрозаминов и других токсичных веществ, нежели курильщики традиционных сигарет. Причина в том, что снюс остаётся во рту дольше, по сравнению с сигаретным дымом, соответственно, вредные химические вещества дольше воздействуют на организм. Хотя бездымный табак и содержит меньше количество канцерогенов по сравнению с сигаретами, это не аргумент в его пользу. Даже один единственный канцероген может вызывать мутации, приводящие к раку.
ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЗДЫМНОГО ТАБАКА
«Безвредность снюса»- опасное заблуждение! Употребление бездымного табака – доказанная причина развития рака полости рта, рака поджелудочной железы, рака пищевода, и рака лёгких.
Длительное использование бездымного табака приводит к пародонтозу, разрушению зубов, появлению зловонного запаха изо рта, тахикардии, гипертонии.
Потребители бездымного табака получают намного больше никотина по сравнению с курильщиками сигарет. Дело в том, что употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту не менее 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении снюса можно получить до 22 мг никотина. Даже если табак находится в полости рта непродолжительное время, порядка 5-10 минут, в кровь все равно поступает большее количество никотина.
Высокая концентрация никотина становится причиной быстрого развития толерантности, и практически молниеносного формирования зависимости. Отказ от использования снюса — процесс более тяжёлый, чем отказ от курения, зачастую невозможный без помощи специалиста и специального курса реабилитации.
К сожалению, очень распространено использование снюса в подростковой и молодёжной среде, где он считается не только безопасным, но и модным.

Последствия употребления снюса в подростковом возрасте крайне опасны:
· отставание в физическом развитии
· повышенная агрессивность и возбудимость;
· ухудшение когнитивных процессов;
· нарушение памяти и концентрации внимания;
· высокий риск развития онкологических заболеваний, прежде всего желудка, печени, полости рта;
· ослабление устойчивости к инфекционным заболеваниям.
В России законодательно запрещена торговля насваем и снюсом, но появилась новая опасность- бестабачная никотиновая продукция, имитирующая пищевую.
У школьников набирает популярность употребление никотиновых леденцов, жевательного мармелада и жевательной резинки.
Почему это опасно?

В составе бестабачных аналогов снюса-целлюлоза, пропиленгликоль, которые есть и в электронных сигаретах, ароматизатор, соль, сода и никотин.
Главная опасность — критически высокое содержание никотина, и комфортная форма употребления, что приводит к быстрому развитию у подростков никотиновой зависимости. В одной дозе опасной сладости содержание никотина может доходить до 40 мг на грамм. При этом, одномоментное употребление 60.мг никотина может стать для ребёнка летальным.
Меньшие дозы приводят к тяжёлым отравлениям, сопровождающимся симптомами никотиновой интоксикации: тахикардией, аритмией, судорогами, рвотой, диареей.
Для сравнения — в традиционной сигарете никотина не больше 1–1,5 мг.
В ближайшие дни будет принято постановление о запрете на продажу никотиносодержащих нетабачных изделий, которые относятся к пищевым и не подпадают под антитабачное законодательство.
Предупредите детей об опасности даже однократного употребления никотиновых конфет!
Если вы стали свидетелем продажи бестабачных никотинсодержащих жевательных смесей – сообщите Управление Роспотребнадзора вашего региона.










С 2012 года лицей №5 — участник пилотного проекта по здоровьесбережению
в образовательных учреждениях Ростовской области.
Документы:
В рамках пилотного проекта по здоровьесбережению школа оснащена аппаратно-программным комплексом диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО«Корвита»). Данный комплекс позволяет качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма
Информация для родителей об аппаратно-программном комплексе «АРМИС»
АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.
АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно-
программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации
физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен
заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения
артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и
центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет
проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо
оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним
оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается
функциональное состояние ребенка:
- Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
- При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
- Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
- Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
- Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
- При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста,веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели — индекс массы тела и индекс силы.
По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические. Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В течение семи лет осуществляется обследование на аппаратно-программном комплексе «АРМИС». На основании Протокола заседания координационного совета по реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области от 16.01.2017 г. о продолжении областного проекта до 2021 года, были заключены новые договоры на обследование на аппаратно- программном комплексе АРМИС с 593 родителями (законными представителями). За 2017-2018 учебный год обследование, которое осуществляла медицинский работник МБУЗ «ЦГБ» Какурина Н.С., прошли все учащихся. Рекомендовано консультирование врача 276 обследованным детям. Врачами подтверждено 183 результата обследований на АПК « АРМИС». В рамках данного проекта по здоровьесбережению было проведено социально- психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных средств, в котором приняли участие все учащихся 5-11 классов. В целом анкетирование показало отрицательное отношение к вредным привычкам учащихся МБОУ лицея №5.