Охрана здоровья

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Успешное обучение определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. 

Охрана здоровья детей – одна из главных проблем, стоящих перед  педагогическим коллективом МБОУ  лицея №5. Для её решения в образовательной организации была создана система сохранения и развития здоровья каждого учащегося.

 Задачи работы системы:
-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;
-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;
-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;
-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни.
 Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:
 1. Рациональная организация учебного процесса:
   — соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;
  — использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;
  — личностно – ориентированный подход к обучению;
  — строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  — рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;
  — составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.
 2. Психологическая поддержка учащихся:
 — создание комфортного психологического климата в лицее;
— индивидуальные консультации учащихся и их родителей;
— психологические тренинги учащихся;
 3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).
 4. Физкультурно–оздоровительная работа:
 — полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья;
— организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;
— проведение школьных спортивных мероприятий, участие в общешкольных и городских соревнованиях;
— организация спортивных секций на базе МБОУ лицея №5, работа  с социумом;
— оснащение лицея современным спортивным инвентарём и оборудованием.
 4. Медицинское сопровождение:
 — профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;
— контроль выполнения санитарных правил;
— мониторинг состояния здоровья детей, в том числе  подробный анализ заболеваемости учащихся.

  5. Рациональное школьное питание:
   — обеспечение рациона учащихся  с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);
  — повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;
  — составление меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов;
-контроль за организацией и качеством школьного питания.

6. Профилактика нарушения осанки:
   — выполнение санитарных требований к мебели;
  — физкультминутки;

  — спортивные часы во второй половине дня
 7. Профилактика нарушения зрения:- рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;
 — физкультминутки для зрения;
  — выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным  пособиям и ТСО, учебных нагрузок, продолжительности работы за компьютером.
 8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:
   — повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;
  — повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;
  — привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.   
 9. Здоровьесберегающая инфраструктура лицея №5:
   — состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;
  — необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с   учащимися;
  — оснащение физкультурного зала и спортплощадки необходимым оборудованием и  инвентарём;
  — современное  оснащение школьной столовой;
  — организация качественного питания

Старый враг под новой маской. Табак без дыма, никотин без табака

Снюс – один из видов бездымного табака. Он изготавливается из измельчённых табачных листьев, которые пакуют в пакетики, и при использовании помещают между десной и губой.

Почему этот продукт стал популярен и для чего продвигается табачными компаниями? Для того, чтобы человек мог получить очередную дозу никотина там, где курить нельзя (на дискотеках, мероприятиях, в ресторанах и самолётах).

Никотин и другие вещества высвобождаются при рассасывании из снюса в слюну, при этом сразу попадают в кровоток, всасываясь через слизистую полости рта. Распространено заблуждение, что использование бездымного табака менее вредно, по сравнению с курением, поскольку он содержит менее опасные химические вещества.

Это не так. В составе снюса содержится ряд химических веществ с потенциальным канцерогенным эффектом. Самые опасные из них- нитрозамины, они образуются при производстве снюса, в процессе ферментации табака.

Доказано, что люди, которые употребляют снюс, фактически подвергаются воздействию более высоких уровней нитрозаминов и других токсичных веществ, нежели курильщики традиционных сигарет. Причина в том, что снюс остаётся во рту дольше, по сравнению с сигаретным дымом, соответственно, вредные химические вещества дольше воздействуют на организм. Хотя бездымный табак и содержит меньше количество канцерогенов по сравнению с сигаретами, это не аргумент в его пользу. Даже один единственный канцероген может вызывать мутации, приводящие к раку.

ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ БЕЗДЫМНОГО ТАБАКА

«Безвредность снюса»- опасное заблуждение! Употребление бездымного табака – доказанная причина развития рака полости рта, рака поджелудочной железы, рака пищевода, и рака лёгких.

Длительное использование бездымного табака приводит к пародонтозу, разрушению зубов, появлению зловонного запаха изо рта, тахикардии, гипертонии.

Потребители бездымного табака получают намного больше никотина по сравнению с курильщиками сигарет. Дело в том, что употребление снюса предполагает, что табак остаётся во рту не менее 30 минут, за это время в организм попадает в десятки раз больше никотина, нежели при выкуривании одной, даже самой крепкой сигареты. Если в самой крепкой сигарете содержится до 1,5 мг никотина, то при употреблении снюса можно получить до 22 мг никотина. Даже если табак находится в полости рта непродолжительное время, порядка 5-10 минут, в кровь все равно поступает большее количество никотина.

Высокая концентрация никотина становится причиной быстрого развития толерантности, и практически молниеносного формирования зависимости. Отказ от использования снюса — процесс более тяжёлый, чем отказ от курения, зачастую невозможный без помощи специалиста и специального курса реабилитации.

К сожалению, очень распространено использование снюса в подростковой и молодёжной среде, где он считается не только безопасным, но и модным.

Последствия употребления снюса в подростковом возрасте крайне опасны:

· отставание в физическом развитии

· повышенная агрессивность и возбудимость;

· ухудшение когнитивных процессов;

· нарушение памяти и концентрации внимания;

· высокий риск развития онкологических заболеваний, прежде всего желудка, печени, полости рта;

· ослабление устойчивости к инфекционным заболеваниям.

В России законодательно запрещена торговля насваем и снюсом, но появилась новая опасность- бестабачная никотиновая продукция, имитирующая пищевую.

У школьников набирает популярность употребление никотиновых леденцов, жевательного мармелада и жевательной резинки.

Почему это опасно?

В составе бестабачных аналогов снюса-целлюлоза, пропиленгликоль, которые есть и в электронных сигаретах, ароматизатор, соль, сода и никотин.

Главная опасность — критически высокое содержание никотина, и комфортная форма употребления, что приводит к быстрому развитию у подростков никотиновой зависимости. В одной дозе опасной сладости содержание никотина может доходить до 40 мг на грамм. При этом, одномоментное употребление 60.мг никотина может стать для ребёнка летальным.

Меньшие дозы приводят к тяжёлым отравлениям, сопровождающимся симптомами никотиновой интоксикации: тахикардией, аритмией, судорогами, рвотой, диареей.

Для сравнения — в традиционной сигарете никотина не больше 1–1,5 мг.

В ближайшие дни будет принято постановление о запрете на продажу никотиносодержащих нетабачных изделий, которые относятся к пищевым и не подпадают под антитабачное законодательство.

Предупредите детей об опасности даже однократного употребления никотиновых конфет!

Если вы стали свидетелем продажи бестабачных никотинсодержащих жевательных смесей – сообщите Управление Роспотребнадзора вашего региона.

С 2012 года лицей №5 — участник пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области.
Документы:

В рамках пилотного проекта по здоровьесбережению школа оснащена аппаратно-программным комплексом диагностического назначения «АРМИС» (разработка ООО«Корвита»). Данный комплекс позволяет качественно, быстро и без вреда для здоровья осуществить комплексную диагностику состояния здоровья ребенка, а также выявлять возможные нарушения в различных системах организма

Информация для родителей об аппаратно-программном комплексе «АРМИС»

АРМИС — инновационный диагностический аппарат для контроля физиологических параметров, который предназначен для профилактических осмотров и мониторинга здоровья детей и взрослых в образовательных учреждениях, сельских амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах и медицинских подразделениях предприятий. Аппарат специально разработан для доврачебного обследования основных систем организма человека и автоматической оценки их состоянии, с учетом региональных половозрастных норм.

АРМИС — это моноблочный, малогабаритный, универсальный аппаратно- программный комплекс к которому подключаются датчики для регистрации физиологических параметров человека. В школьном медкабинете он способен заменить сразу несколько приборов и аппаратов для снятия кардиограммы, измерения артериального давления, оценки физического развития, состояния дыхательной и центральной нервной системы, таблицы для проверки зрения. Он позволяет проводить обследования методами, которые ранее были доступны только в хорошо оснащенных лечебно-профилактических учреждениях.
Уникальной особенностью аппарата является то, что обслуживается он одним оператором, прошедшим соответствующую подготовку. За 30 минут оценивается функциональное состояние ребенка:

  • Оценка сердечно-сосудистой системы включает автоматизированную регистрацию и анализ электрокардиограммы в трех стандартных отведениях, а также измерение артериального давления, что позволяет оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и выявить в ней ряд патологических изменений.
  • При оценке респираторной системы определяются частота дыхания, жизненная ёмкость лёгких, объёмные и скоростные характеристики выдоха. По времени задержки дыхания на вдохе и выдохе оцениваются резервные возможности организма.
  • Оценка слуховой чувствительности в различных частотных диапазонах методом субъективной тональной аудиометрии позволяет выявить самые ранние стадии нарушений слуховой функции.
  • Автоматизированное определение интегральной остроты зрения позволяет обнаружить нарушения в системе фокусировки оптической системы глаза. У детей с помощью теста Малиновского выявляется предмиопия (возможность развития близорукости).
  • Оценка состояния центральной нервной системы по показателям времени простой и сложной зрительно-моторной реакции позволяет выявить ухудшение функционального состояния обследуемого.
  • При исследовании физического развития производится оценка соответствия половозрастным нормам роста,веса и силы мышц. Определяются и оцениваются относительные показатели — индекс массы тела и индекс силы.

По результатам обследования при необходимости вы можете вовремя обратиться за врачебной помощью.
Обработка данных исследований и формирование заключения автоматические. Данные, полученные с помощью аппарата АРМИС, в обезличенной форме в режиме реального времени поступают на сервер и используются для статистического анализа и прогноза.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 В течение семи лет осуществляется  обследование на аппаратно-программном комплексе «АРМИС».  На основании Протокола заседания координационного совета по реализации пилотного проекта по здоровьесбережению в образовательных организациях Ростовской области от 16.01.2017 г. о продолжении   областного проекта до 2021 года, были заключены новые договоры на обследование на аппаратно- программном комплексе АРМИС с  593 родителями  (законными представителями). За 2017-2018  учебный год  обследование, которое осуществляла  медицинский работник МБУЗ  «ЦГБ» Какурина Н.С., прошли все учащихся. Рекомендовано консультирование врача  276 обследованным детям. Врачами подтверждено 183 результата обследований на АПК  « АРМИС». В рамках данного проекта по здоровьесбережению  было  проведено социально- психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных средств, в котором приняли участие все учащихся 5-11 классов. В целом анкетирование показало отрицательное отношение к вредным привычкам учащихся МБОУ лицея №5.